×
ВхідРеєстрація

E-mail *

Пароль *

Забули пошту або пароль?

» П'ятниця, 26 квiтня, 2024.
Вимкніть AdBlock або додайте портал у винятки щоб повноцінно користуватись, після оновіть сторінку (F5).
Якщо у вас щось не вийшло, ви можете написати нам з іншого браузера, де не встановлено блокувальник реклами.

Статьи

Информационные войны

В современной конкурентной борьбе все чаще используют оружие под названием информационные войны. Пока еще большинство потенциальных жертв либо не умеют им пользоваться, либо вовсе не подозревают о его существовании

Международный горизонт

Информационная война идет уже давно. Холодная война — так называемая Третья мировая, проходившая с 1945 по 1985 год, закончилась поражением Советского Союза. Но с ее завершением спрос на информационные войны не только не снизился, а даже возрос. Это и обработка мирового сообщества информационными бомбами перед реальной бомбежкой Югославии, и информационная атака на Ирак перед вторжением в эту страну. Причем информационная экспансия идет не только в таком формате, бывает и «тихая» информационная война, когда исподволь внедряются идеологии, задача которых — «правильно» сориентировать вектор развития общества.
Примером тому служит мягкий захват постсоветского информационного пространства: руководители стали менеджерами, названия продуктов и компаний — брендами, а школы — колледжами. Инструменты такого превращения — не только привычные средства массовой информации, но также фильмы, книги, музыка и т. п. Речь скорее идет о формировании, проектировании в нашем сознании определенной заказчиком реальности, зачастую мало связанной с существующей.

Думаю, стоит задать себе один простой вопрос: всегда ли происходящее на самом деле соответствует тому, как мы к нему относимся с подачи средств массовой информации? Ответив на него, спросить себя: кому выгодно сложившееся (навязанное нам) представление о реальности? Таким образом можно определить заказчика той информационной войны, в которой мы являемся объектом воздействия. При этом информационная война развивается практически по тем же законам, что и классическая. В информационной войне также строятся стратегические направления ударов, бывают выигранные битвы, но проигранные кампании.

Украинские информационные войны

Мировая активизация информационных войн находит свое отражение и в реалиях Украины — как на политическом горизонте, так и в экономике. Более того, само направление развития экономических и политических отношений в стране все чаще приводит к использованию в конкурентной борьбе различного типа информационных атакующих технологий.
Сегодня фактически в каждом номере печатного или интернет-издания имеется материал, являющийся фрагментом той или иной информационной войны. Наше языковое, культурное и интеллектуальное пространство — объект агрессии. Мы живем в оккупированном государстве, где продаются чужие товары с иностранными названиями, смотрят чужие фильмы и правят чужие ценности и смыслы. Приспосабливаемся под оккупационный режим, цель которого — ослабить нашу страну и сделать ее информационной колонией. Но это опять-таки на геополитическом, страновом уровне.
Этажом ниже мы наблюдаем, как привнесенные технологии используются нашими земляками в качестве способа выяснения отношений друг с другом. Мы оказались неплохими учениками и начали активно использовать приемы и инструменты информационных войн. Когда год назад впервые в наш обиход вошло слово «айвар» (русскоязычное прочтение английского термина inform war — информационная война), нам еще не до конца было понятно, что за ним скрывается. Сегодня же точно известно: информационные войны уже идут, и мы в них вовлечены. Большая часть крупных украинских компаний и политических партий ведут свою собственную информационную войну, направленную на захват «территории» конкурента. Что же послужило предпосылкой такому бурному развитию этих технологий?

Предпосылки, оружие, приемы

Среди предпосылок развития информационных войн в Украине следует выделить несколько наиболее важных.
Первое. Увеличение степени влияния СМИ на бизнес- и политэлиты после событий «оранжевой революции».
Второе. У каждой войны есть своя цель и свой заказчик. Поэтому усиление конкурентной борьбы в бизнес- и политсообществах в ситуации практически полного отсутствия идеологий и имидж-стратегий нового поколения стало вторым и решающим фактором.
Третье. Никакая война не возможна без подготовки на полигонах и в локальных конфликтах. Такими полигонами стали активизация рейдерских проявлений в Украине и трехлетняя борьба за политическое влияние.

Какое же оружие используется в информационной войне?

Здесь уместно провести аналогию с физическими войнами. Влиятельные печатные издания — это тяжелая артиллерия, ведущая артподготовку и поддерживающая атакующие войска, а ежедневные газеты и интернет-издания — фланговое прикрытие из полевых пушек, минометов и пулеметов. Пехота массовых акций и демонстраций действует при поддержке телевизионной «кавалерии» и прикрывается с воздуха бомбонесущей авиацией в виде уличных плакатов, листовок и т. п. В тылу врага работают спецотряды диверсантов и снайперов: юристов, специалистов по журналистским расследованиям, просто информационных киллеров.
В информационных войнах есть своя разведка и контрразведка: кто первым придумает стратегический ход, и кто первым о нем узнает. Кто сольет нужную информацию в СМИ, и кто об этом узнает первым.
Какие же приемы и тактики сегодня чаще всего используются в Украине в экономических и политических информационных войнах?
Их существуют десятки, но сейчас имеет смысл выделить только главные, наиболее часто использующиеся.

Первое и самое привычное — «Утечка информации»

Это своего рода диверсионная атака по тылам. В некоторых СМИ появляется закрытая информация негативного характера по отношению к оппоненту. Затем она разносится с помощью тяжелой артиллерии серьезных изданий и при необходимости поддерживается авиационной бомбежкой — листовками и плакатами.
Противодействовать такой атаке достаточно сложно, поскольку, как правило, закрытая информация базируется на реальных, но непубличных фактах. Многие политики и компании «прячут скелеты в шкафу» в надежде, что никто об этом не узнает. Их же оппоненты радостно эти «скелеты» извлекают и выставляют на показ общественности.
Наиболее эффективные способы обороны — «доведение до абсурда» либо просто игнорирование, тем более что в нынешнем потоке компромата его ценность и социальное влияние существенно снизилось.
В украинских информационных войнах этот прием обычно используется как предупреждение или подготовительная фаза массированной атаки — разведка боем.

Любимая многими «Лихая кавалерийская атака»

Как правило, она проводится в несколько этапов, когда в информпространстве массово появляются материалы с «нужной» информацией об оппоненте (как на основе реальных, так и виртуальных фактов). Используется, естественно, и легкая кавалерия: новости на телевидение и в интернет-изданиях. Пока атакуемая сторона начнет разворачиваться и опровергать факты — атакующих и след простыл. Конечно крупное промышленное предприятие так не победишь, но какой-нибудь банк или трастовую компанию можно серьезно потрепать.
Это, пожалуй, самый любимый атакующий прием украинских компаний — недорого и достаточно просто.
Противодействовать такой атаке несложно — ее уязвимость в легковесности и широком охвате (большая целевая аудитория). Как правило, контрдействия (оборона или контратака) строятся на более высоком смысловом горизонте с использованием более весомых изданий. Отражается не сама атака, а скорее ее причины. Прием называется «раскрыть замысел противника».

Серьезная заявка на победу — «Наступление по всему фронту»

Классическая схема: в зарубежных СМИ появляются две-три публикации скрыто негативного характера. Затем они широкомасштабно транслируются в Украине с усилением акцента на негатив и разворачиваются в массированную кампанию. Используется весь арсенал информационного оружия вплоть до пикетов и манифестаций.
Удовольствие дорогое, поэтому случаи разворачивания таких кампаний можно пересчитать по пальцам.

Противодействовать широкой атаке очень сложно особенно при отсутствии опыта и стратегических наработок. Как правило, применяется стратегия Кутузова: затягивание противника в глубокое наступление, изматывание его фланговыми контрударами и только после этого — переход к активным контратакующим действиям. Соотношение бюджетов — 1:2, а то и 1:3 в пользу обороняющейся стороны.

Стереотипный прием — «Окружение противника»

Скрытно готовятся минные поля (информационные закладки), задача которых — сковать передвижение противника и подготовить почву для атаки. Для этого на второсортных информресурсах подчас размещается откровенная ложь. Затем готовятся два фланговые удара, когда по двум, на первый взгляд, независящим причинам начинается масштабная атака.
Фланговые удары смыкаются, и становится понятно, что речь шла об одном и том же предприятии и одной и той же проблеме. А объект уже прочно сидит в информационном котле без всякого шанса вырваться наружу. Применяется в локальных информационных войнах, как правило, в политике на региональном уровне. Эффективное противодействие — своевременное обнаружение и обезвреживание информационных «мин-закладок».

Модный прием — «Поднятие полем»

После «майдана» многие обратили внимание на массовые акции и манифестации, призванные наглядно демонстрировать «народный гнев». Поэтому не удивительно, что «поднятие полем» является на сегодня наиболее популярным айвар-приемом. Но, как и все модное, подходит это далеко не всем.
При «поднятии полем» кризис инициируется на уровне «поля» — трудового коллектива, жителей города или района. Это становится информационным поводом для создания видимости кризиса и используется как платформа для разворачивания медийной атакующей кампании. Противодействие — дезавуирование заказного характера «народного гнева» и переход в контратаку по основным спорным позициям.
С этими и еще десятком других атакующих стратегий и тактик наша команда за последние четыре года сталкивалась не раз. И все это происходило не где-то далеко, а в Украине. Из этого мы извлекли определенный опыт, систематизировали его в список трудностей, которые нужно преодолеть компаниям и политикам, чтобы выжить в информационной войне.

Выводы и итоги

Все, что мешает обороноспособности, мы условно разделили на два типа: трудности стратегические и трудности тактические.
Для начала рассмотрим стратегические трудности.
Первое. У большинства украинских предприятий практически отсутствует стратегическая работа по формированию и управлению собственным имиджем и репутацией (не стоит путать эти два разных понятия). Поэтому когда нападает агрессор, оборону приходится разворачивать под шквальным огнем противника. Естественно, потери (к счастью, в информвойнах они финансовые) несутся огромные. Если нет окопов и оборонительных рубежей, то даже самая легкая кавалерийская атака снесет спящие войска.
Второе. Отсутствие у многих украинских компаний системы информбезопасности и раннего антикризисного предупреждения, как и отсутствие сценариев и планов антикризисных действий. Часто война уже идет, а компания или политик этого даже не замечает. Что уже говорить о системе раннего выявления информационных закладок или фланговых зарубежных ударов.
Третье. Нарастание зависимости бизнеса от политики: если война начинается в политическом поле — будут бить и бизнес. Если она сугубо экономическая — вмешивается политика. Фактически войну приходится вести и на суши и на море, а к этому мало кто готов. Тем более что моряк в пешем строю хорош только в фильмах про революцию, а пехотинец на корабле — просто балласт.
Следовательно, либо нужны две команды айварщиков, либо суперуниверсалы.
К этому стоит добавить тактические трудности. Прежде всего принадлежность многих СМИ к определенным ФПГ и как следствие — их работу на «корпоративные интересы». Еще одна трудность — низкий уровень подготовленности «штатных» специалистов компаний и низкий уровень понимания топ-менеджментом компаний законов и правил информационных войн.
Какие выводы можно сделать из сказанного?
Информационные войны — реальное оружие в современной конкурентной борьбе. Однако большинство потенциальных жертв либо не умеют им пользоваться, либо вовсе не подозревают о его существовании. Все это делает украинские компании легкой добычей внешних игроков, имеющих опыт и владеющих технологиями айвара.
В информационной войне бывают выигранные битвы, но проигранные кампании

Информационная кампания Америки

Американцам в войне с Ираком на первом этапе удалось достичь стратегического перевеса в информационном воздействии как на мировое сообщество, так и на союзников Саддама, даже на население Ирака. Но затем пошли сбои: началась информационная контратака плюс население «ждавшее освободителей» оказалось не так уж и единодушным в своем порыве к демократии.
На фоне партизанской войны в Ираке и растущих потерь американцев начали всплывать факты о незаконных заключенных и пытках в Гуантанамо, ненайденном ядерном оружии Саддама и многом другом. Фактически второй тур информационной кампании Северная Америка почти проиграла: и их союзники, и тем более союзники Ирака стали все громче говорить, что войну пора заканчивать, а американцам возвращаться домой.
Теперь разворачивается третий этап, в котором США жаждут взять реванш и восстановить свои позиции… Подводя итог, можно сказать, что информация и айвар-технологии уже прочно заняли свое место в геополитике, когда разговор ведется между странами.
Чтобы выжить завтра, уже сегодня компаниям жизненно необходимо:
• осознание сути проблемы руководством украинских компаний и понимание необходимости инвестиций в информбезопасность и обороноспособность компании;
• создание в компаниях стратегической системы информационной безопасности, куда входят: активная репутационная политика, система раннего предупреждения и антикризисного реагирования;
• активное управление созданными системами информбезопасности. Это обучение персонала, создание антикризисных сценариев и многое другое.
Данные шаги, конечно, не уберегут вас от нападения, но повысят ваши шансы на победу в информационной войне.

Андрей Кашпур, руководитель КАСКОМ/C&C group's, журнал &.СТРАТЕГИИ

Реклама
Тендер
Хто робить нанесення на дощовики поліетиленовХто робить нанесення на дощовики поліетиленові шовкодруком.? Нанесення багато. На постійній основі. Треба тільки з досвідом таких нанесень
Форум
Косметика THERAMIDПривіт! Де замовити косметику THERAMID?