×
ВхідРеєстрація

E-mail *

Пароль *

Забули пошту або пароль?

» П'ятниця, 26 квiтня, 2024.
Вимкніть AdBlock або додайте портал у винятки щоб повноцінно користуватись, після оновіть сторінку (F5).
Якщо у вас щось не вийшло, ви можете написати нам з іншого браузера, де не встановлено блокувальник реклами.

Статьи

Рекламный бизнес Украины обозначил тенденции

Обещанное рекламистами перераспределение бюджетов в непрямые коммуникации набирает обороты. Эксперты говорят о настоящем буме PR - компании готовы тратить на имидж миллионы.

Впрочем, как оказалось, пока агентства могут предложить им не так уж много: часть инструментов, интересующих заказчиков, вообще не освоена, качество же других зачастую не выдерживает никакой критики. Единственное, что пиарщики освоили хорошо, - стоимость услуг.

Свежая кровь

В течение последнего года список рекламодателей, готовых вкладывать серьезные средства в продвижение своих товаров и услуг, существенно расширился. В частности, немалую прибавку к заработку агентства получили благодаря массовым процессам слияний и поглощений и последующему ребрендингу компаний, наблюдающимся в финансовом сегменте. По оценкам директора Publicity Creating Валерия Курейко, каждый ребрендинг для банка, имеющего филиальную сеть по всей стране, потребовал вложений на уровне $2–7 млн. "Расходы финансовых учреждений в рекламу на ТВ в прошлом году выросли более чем на 100%, в прессе - на 80%, в наружной рекламе - на 20–30%", - уточняет директор агентства "Медиаэксперт" Татьяна Попова. Не меньшие суммы готовы потратить на рекламу и автомобильные компании, щедрость которых подстегивают наблюдающийся в стране покупательский бум и возможность продавать все больше и больше. По словам экспертов, заметно активизировались также строительные и девелоперские компании, продавцы дорогой парфюмерии и одежды. Среди самых щедрых рекламодателей на ТВ Татьяна Попова называет мобильных операторов, продавцов алкоголя и прохладительных напитков, продуктов питания, бытовой химии, медикаментов, косметики и сладостей. Причем наиболее интенсивно росла реклама мобильной связи и кондитерских изделий, тогда как ранее по этому показателю традиционно лидировали поставщики бытовой химии и алкоголя. В топ-десятку в наружной рекламе ворвались финансисты, продавцы автомобилей и торговцы. В прессе наиболее активно рекламируются те же мобильные операторы, продавцы алкоголя, авто, медикаментов и косметики.

Но массовое появление новых рекламодателей оказывает влияние не только на динамику рекламного рынка. Нередко компании требуют принципиально нового подхода к продвижению их продукции, что наконец-то привело в движение давно обещанный экспертами механизм перераспределения средств между прямой и непрямой рекламой.

За имидж надо платить

По данным Всеукраинской рекламной коалиции, в прошлом году рынок прямой рекламы потянул на $855 млн, тогда как "непрямая" составляющая - на $518 млн. Рост категорий по сравнению с 2005 г. составил соответственно 67 и 60%. Но, по прогнозам экспертов, в этом году динамика рынка непрямых коммуникаций превысит рост медийных бюджетов. Последние увеличатся на 27%, тогда как затраты на PR, BTL и пр. вырастут более чем на 30% - до $678 млн. Причем наибольшие темпы роста будут наблюдаться в сегменте торгового промоушен и классического PR. Первые итоги нынешнего сезона позволяют утверждать, что рекламисты не ошиблись в прогнозах. По словам Валерия Курейко, в этом году все больше компаний начали выделять отдельные PR-бюджеты, тогда как ранее они были лишь частью общих маркетинговых затрат. Более того, как заметила директор по работе с клиентами агентства Starget Софико Шошиашвили, многие компании выделяют отдельные бюджеты для корпоративного и брендового пиара.

Особенно ярко эта тенденция прослеживается на примере финансовых, автомобильных, строительных, фармацевтических и продуктовых компаний. Как видно, данный список почти полностью совпадает с перечнем новичков, активизацию которых зафиксировали эксперты. Причем только за последний год бюджеты на промоушен у этих предприятий выросли, по оценкам Валерия Курейко, с $50–100 тыс. до $500–700 тыс. Какая часть этих сумм направляется на размещение в СМИ нужных материалов, участники рынка говорят крайне неохотно. Но неофициально признают, что у среднестатистического агентства на эти нужды может уходить от 20 до 80% полученных от клиента денег.

Средняя величина бюджетов других фирм, работающих с пиарщиками, колеблется от $300 тыс. до $1 млн и более в год. "Наиболее востребованы три направления: работа с прессой, антикризисный PR и продвижение первого лица компании", - отмечает г-н Курейко. С ним солидарен и учредитель агентства Tabasсo Александр Горлов, по словам которого у отдельных компаний на PR уже уходит до 20% общего рекламного бюджета (ранее эта доля едва превышала 5%. - "ДС"). "С одной стороны, к этому подталкивают законодательные ограничения на прямое продвижение ряда продуктов (табак, медпрепараты и др.), с другой - потребители становятся менее восприимчивыми к прямой рекламе из-за перенасыщенности носителей. Есть и специфические факторы, связанные с развитием локальной экономики: ряд украинских компаний выходят на IPO, что предполагает публичность предприятия", - поясняет г-н Горлов.

Кто будет продвигать…

Приход новых клиентов в PR расширил список классических требований к этому инструменту. "Все больше компаний хотят видеть измеряемые и осязаемые результаты PR-работы. При этом помимо количественных показателей все большее значение придается критериям качества", - отмечают в агентстве Tabasсo. Следствием перечисленных тенденций стало и увеличение спроса на сравнительно новые для нашего рынка услуги, которые многие агентства пока не в состоянии предложить клиентам. "Есть направления, в которых спрос заметно опережает предложение. Это, к примеру, формирование имиджа для топ-менеджмента компаний, за которое берутся очень немногие фирмы", - говорит г-н Горлов.

Сравнительно новой тенденцией в PR стало появление первых агентств типа B2B, работающих не на клиентов или потребителей, а на коллег по цеху. Эти фирмы предоставляют специфические услуги, необходимые большинству PR-агентств, к примеру, по медиамониторингу, медиатренингам, аналитическому анализу публикаций в СМИ, формированию имиджа и т. д. Ажиотаж на рынке PR позволил агентствам пересмотреть и расценки на свои услуги. По словам Валерия Курейко, за год абонентское обслуживание подорожало в два раза, причем расценки в дальнейшем будут расти. Во многом столь стремительный рост цен объясняется дефицитом качественного предложения на рынке. Из 200–300 работающих в Украине PR-агентств действительно качественные услуги могут предложить не более десяти.

Деловая столица

Реклама
Тендер
Акрил чорний або білий (не молочка)Потрібно біля 0,5 кв.м. чорного або білого (не молочного) акрилу. Можна кусками (щоб вирізати 7 шт 300х200 мм). Дякую заздалегідь!
Форум
Открытие интернет-магазинаДобрый день, хочу открыть интернет-магазин, но слабо ознакомлен со всеми нюансами. Кто разбирается, посоветуйте пожалуйста что стоит делать в первую о