Новини
Новостную журналистику в США все больше теснят пропаганда и реклама
Пропаганда и реклама все больше теснят новостную журналистику на информационном рынке США. Об этом свидетельствует распространенный в четверг в Вашингтоне новый доклад исследовательского центра имени Пью по итогам 2012 года «О положении новостных СМИ».
Разумеется, самого термина «пропаганда», считающегося в США слишком резким, составители документа применительно к своей стране не используют. Но они пишут, например, что в ходе прошлогодней президентской предвыборной кампании освещавшие ее журналисты «выступали главным образом в роли мегафонов, а не исследователей», то есть ретранслировали, а не критически анализировали «утверждения кандидатов и других партийных активистов». По подсчетам авторов, «лишь около четверти отзывов в СМИ о характере и послужном списке кандидатов в президенты в гонке 2012 года исходили от журналистов, а вдвое больше – от политических активистов». Двенадцать лет назад ситуация была противоположной: репортеры сами давали половину таких откликов, а из политически ангажированных источников брали лишь треть. В целом, согласно докладу, люди и организации, «заинтересованные в продвижении на публичную арену определенной информации», все более умело пользуются современными цифровыми технологиями и социальными сетями для того, чтобы «делать это самостоятельно, без какого-либо фильтра со стороны традиционных СМИ». Более того, они «все более успешно вкрапляют свои послания в информационные потоки традиционных СМИ». Например, согласно докладу, несколько солидных СМИ, включая агентство АП, попались недавно на удочку некоего пиар-агентства, распространившего «фальшивый пресс-релиз о компании «Гугл». Удивляться всему этому особо не приходится хотя бы потому, что в США, как указывается в документе, «журналистов становится все меньше, а пиарщиков – все больше». Подсчитано, что в 1980 их соотношение было соответственно 1 к 1,2, а в 2008 году – уже 1 к 3,6. «И с тех пор этот разрыв, скорее всего, еще больше увеличился», – пишут авторы. Растет ли в абсолютных цифрах армия профессиональных пропагандистов и рекламщиков в США, в докладе не указывается, но вот ряды журналистов редеют точно. В условиях продолжающегося в отрасли затяжного кризиса, вызванного прежде всего утечкой рекламных доходов в Интернет, штаты редакций сократились в 2000-2012 годах на 30 процентов. Впервые с 1978 года общая численность профессиональных журналистов на полной ставке опустилась ниже 40 тысяч человек. И процесс продолжается: уже в этом году единственный оставшийся в стране новостной еженедельник Time урезал штат примерно на 5 процентов. Естественно, все это отражается на содержании и качестве информационного потока. В обществе растет разочарование в работе журналистов. Согласно новому опросу, включенному в доклад, почти треть американцев отказались за последнее время от газеты, телеканала или другого поставщика новостей, поскольку тот перестал их удовлетворять. Среди таких велик процент людей с высоким уровнем образования и доходов, то есть как раз наиболее активных потребителей новостной продукции.
2013-03-22
Джерело: www.rup.com.ua