Новини
Советы законодателям относительно перспектив запрета рекламы
Интерес народных избранников к рекламному законодательству всегда был на достаточно высоком уровне. В предвыборный период он активизируется, между выборами наблюдается некий спад заинтересованности законодателей к кардинальным изменениям в законе «О рекламе» (правда уникальные и яркие предложения все же попадаются).
Так уж звезды выстроились, что эта предвыборная гонка родила сразу несколько «запретных инициатив», грозящих в случае их реализации немалыми потерями отечественным медиа. Это законопроекты, предлагающие запретить рекламу пива, а также лекарственных и медпрепаратов. «Состав» не раз подымал на своих страницах эту тему, поэтому вновь анализировать, к чему может привести принятие данных законопроектов, мы пока не будем.
Украинские кейсы
Хотелось бы просто напомнить о том, что уже было придумано законодателями, но так и не реализовано на практике. Первым делом лично мне вспоминается проект закона Андрея Шкиля (БЮТ), предполагавший развернуть всю наружную рекламу в стране на 90 градусов таким образом, чтобы щиты стояли не перпендикулярно дорогам, а параллельно им. Мотивация тогда была сильная: чтобы реклама не отвлекала водителя от ситуации на дороге. Очень «улыбнул» в свое время документ (инициаторы - Бондаренко, Стретович, Уколов и Вернидубов), который под соусом борьбы с рекламой проституции предлагал запретить любое рекламное или не рекламное объявление, если это объявление будет иметь отношение к работодателям, искателям работы или вакансии, которые «связаны с танцами, официантами, трудоустройством за границей, брачными знакомствами, модельным бизнесом, эротическими фото и видео-съемками, массажем, одноразовой, ночной или высокооплачиваемой работой без указания специальности рабочего; или имеет в тексте объявления слова "эскорт-сервис", "хостесс", "консумация", "сауна" или "джакузи" в разных падежах».
Президент своим знаменитым проектом №1061 хотел отодвинуть всю наружную рекламу минимум на 50 метров от дорог (как будто ее там кто-то увидит), опять то ли из-за того, что она водителей-нардепов может отвлечь, то ли по просьбе Укравтодора, то ли просто в докризисный период было много желающих освоить притрассовые территории под логистические комплексы, развлекательные заведения, кафе и т.д. Нестор Шуфрич (ПР) давно уже предлагал запретить рекламу лекарств, БАДов и целительства, когда не вышло - . Александр Фельдман предлагал убрать с телевидения всякую рекламу телевикторин. Кабмин с наступлением кризиса пытался поднять налог на рекламу с 0,5% до 5%. Были предложения снабдить всю телерекламу в обязательном порядке логотипами телеканалов, Александр Сочка (БЮТ) предлагал на уровне закона значительно ограничить рекламные и маркетинговые возможности фаст-фудов, предложение Павла Унгуряна сводилось к ограничению рекламы строительных объектов, а Геннадий Москаль хотел искоренить такое явление как анонимная реклама. Да и много было всяких инициатив: глупых и вполне разумных. Касались они социальной и политической рекламы, рекламы пива, водки, табака, проведения телеторговли и телепродаж; наружной рекламы и рекламы в интернете, телевизионной и печатной, радийной, транспортной и внутренней... Всего не перечесть. Реальных результатов добился лишь Николай Томенко, чей антитабачно-алкогольный законопроект был принят весной 2008 г., в результате чего ни сигарет, ни водки в этом году нет в наружке, а вопрос рекламы этих товарных групп в прессе в 2010г. до сих пор нерешен. Все теперь формулируют определение «специализированной прессы», которая и загребет себе всю печатную рекламу табака и алкоголя.
Бесплатные советы депутатам-креативщикам
Насколько я заметил, депутаты последнее время начали повторяться в своих запретительных рекламных идеях. А вторичность идеи в креативе - вещь, возможно, и работающая, но неспособная сыскать одобрение профессионального сообщества. Так вот, чтобы наши креативные избранники не упали перед своими коллегами в грязь лицом, я и решил дать им несколько подсказок, которые в будущем могут превратиться в БОЛЬШИЕ ИДЕИ.
1. Запретите рекламу заменителей грудного молока (детских молочных смесей), как это сделано в Беларуси. Непонятно, станет ли от этого лучше тем мамам, у которых рано пропало грудное молоко, но какой-то резонанс от этого будет.
2. Можно, как в той же Беларуси запретить рекламу колдунов, а то наши целители и знахари как-то по ним соскучились.
3. Предложите, как в Казахстане, считать заборы средствами массовой информации (идея возникла как протест против закона о приравниловке всех интернет ресурсов к СМИ, но для тех, кто ставит наружку параллельно движению, она может показаться не такой уж и абсурдной).
4. Вынесите запрет использовать в рекламе банковских услуг всем понятный и знакомый образ свиньи-копилки, как это уже сделали в Великобритании (керамические поросята оскорбляют верующих мусульман).
5. Да и вообще вынесите постановление о том, что оскорбительно и аморально показывать в рекламе свиней (как в Индонезии), коров и обезьян (как в Индии). Хотя, применительно к нашим реалиям, лучше уж не показывать в рекламе козлов, баранов и ослов (их и так достаточно часто по ящику крутят).
6. Так как абсолютное большинство из вас, законодатели, в паспорте в графе «стать» отмечены буквой «Ч», проявите твердость и запретите вообще любую рекламу с использованием изображений женщин, как в Саудовской Аравии.
7. Неплохо было бы, как в Китае, запретить показ рекламы женских прокладок, мазей против грибка ног и средств от геморроя, а также других гигиенических изделий в традиционные часы приема пищи.
8. Или лучше, как в Калифорнии, запретить рекламу презервативов. Со СПИДом, конечно, нехорошо выйдет (хотя и так не очень и кошерно), зато попиариться можно на заботе о возрождении численности украинского народа.
9. Есть еще лучшие идеи:
-разрешите показывать не более 2-х роликов одного товара на одном канале в неделю (как в Италии и Швейцарии);
-можно вообще запретить рекламу на радио (как в Швейцарии и Финляндии);
-запретите наружную рекламу (как на Гавайях);
- разрешите телерекламу только в определенное время, например с 18.00 до 20.00 (как в Германии);
- или же вообще запретите любую телевизионную и радирекламу в принципе (как это сделали в Швеции).
Это лишь малый список того, с чем вы можете попробовать поэкспериментировать. Но пока ваши помощники все пропишут да утвердят, пока проекты пройдут комитет, первое чтение и т.д... В общем, на первое время, я думаю, вам должно хватить (если не хватит - обращайтесь в ВРК).
Лучшее решение
Рассмотрев множество возможных инициатив, особой графой хочется выделить один ЗАПРЕТ - на ПОЛИТИЧЕСКУЮ РЕКЛАМУ. Примером может служить такая замечательная страна как Бельгия. Принятые фламандским парламентом 19 февраля 2003 г. поправки в закон предусматривают полный запрет политической рекламы: фламандским радио- и телевещателям не разрешается предоставлять политическим партиям, выборным лицам и кандидатам на выборах платное эфирное время. Вместе с тем, заслуживает внимания и Эстония. Там ограничения для политиков не столь жесткие, но все же с момента официального старта предвыборной агитации в этой стране полностью запрещена политическая реклама на наружных носителях.
Хотелось бы верить, что вы, законодатели, если и не будете пилить сук, на котором сидите, то хоть замахнетесь для виду и зарегистрируете законопроекты, запрещающие или ограничивающие количество ваших лиц на улицах, выступлений на радио и ТВ, особенно за месяца 3-4 до даты проведения очередных и столь горячо любимых и привычных выборов.
Артем Вакалюк
2009-11-27
Джерело: www.rup.com.ua