Новини
Парламентарии предложили очередное ограничение рекламы табачной продукции
Помимо запрета прямой рекламы табачной продукции, производителям сигарет грозит ограничение в праве проводить промоакции и рекламироваться в точках продаж.
Вероятность принятия соответствующего законопроекта, зарегистрированного на минувшей неделе, велика - его авторы представляют четыре фракции в Верховной раде. Представители табачной индустрии считают, что новая редакция закона приведет к ограничению конкуренции.
Законопроект #5164 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (о запрете рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий)", предусматривающий запрет всех видов рекламы табачных изделий, был зарегистрирован в Верховной раде в минувший четверг. Сейчас в Украине действует запрет на наружную рекламу табака, а с 1 января 2010 года будет ограничена и его реклама в прессе. Народные депутаты предлагают с момента вступления в силу закона запретить рекламу табачной продукции и ее производителей в рознице (за исключением одного плаката 40х30 см для одной точки продаж), в интернете, а также бесплатную раздачу сигарет, лотереи и конкурсы.
"Реклама табачной продукции - это неправильно, от курения умирают сотни тысяч украинцев,- говорит один из авторов законопроекта, народный депутат Олег Ляшко (БЮТ).- Мы будем не только повышать акциз, увеличивая таким образом стоимость сигарет, но и запрещать любую рекламную активность". В последний раз акциз для табачной продукции повышался с 1 мая на 30-40%, в среднем до 2,25 грн с пачки (см. Ъ от 14 апреля). Господин Ляшко уверен, что парламент поддержит законопроект. Его авторами являются 15 депутатов из четырех фракций: 6 представителей Партии регионов, 4 - БЮТ, 3 - "Нашей Украины-Народной самообороны" и 2 - Компартии.
Действующие законодательные ограничения для табачной продукции вводились постепенно, и у отрасли было время адаптироваться, напоминает исполнительный директор Ассоциации наружной рекламы Роман Паламарчук. Например, в наружной рекламе, по его словам, доля табачных производителей уменьшилась с 15-18% в 2004 году до 7-8% в 2008 году. В 2007 году, по оценкам компании Cortex, затраты производителей табака на наружную рекламу составили $22 млн, на рекламу в прессе - $3,5 млн. "Бюджеты постепенно были переведены в альтернативные способы рекламы - промоакции, интернет и BTL",- отмечает Роман Паламарчук.
В случае принятия закона табачные компании лишатся последней возможности коммуникации с потребителями, отмечает директор по корпоративным вопросам "JTI-Украина" Дмитрий Редько. "В последнее время доли рынка табачников ощутимо менялись в зависимости от умения компаний привлекать симпатии потребителей маркетинговыми ходами. Теперь конкуренции не будет",- говорит господин Редько.
Впрочем, эксперты уверены, что даже столь жесткую редакцию закона при желании можно обойти. "Полный запрет промоактивности - это утопия,- считает Роман Паламарчук.- Например, рекламная активность в интернете законодательно практически не регламентирована. Кроме того, есть 'партизанский маркетинг' и продакт-плейсмент - запретить героям фильмов курить непросто".
2009-09-28
Джерело: www.rup.com.ua