Новини
"Киевреклама" хочет согласовывать макеты
Новые условия типового договора на право временного использования рекламных носителей, которые находятся в коммунальной собственности территориальной общины г. Киева, не соответствуют украинскому законодательству, и их принятие может быть выгодно чиновникам, которые хотят иметь дополнительные рычаги воздействия на отечественных операторов, утверждают специалисты.
В частности, речь идет о требовании Главного управления по вопросам рекламы и КП "Киевреклама" подачи контрольного макета рекламы за 10 дней до ее размещения на рекламном носителе. "Для принятия подобной инициативы нет никаких правовых оснований", - отметила Любовь Высочина, член правления Всеукраинской рекламной коалиции по вопросам наружной рекламы. За сюжет рекламы, утверждает она, отвечает рекламодатель, оператор – это рекламораспространитель, поэтому "смысла в получении этих макетов нет. Да и Горадминистрация не является контролирующим органом, поскольку соответствующие контролирующие органы и их полномочия предусмотрены законом Украины "О рекламе".
К тому же, говорят специалисты, неподача рекламных макетов в установленные сроки грозит демонтажем конструкций. "Это можно расценить как дополнительную меру воздействия на операторов, целью которой является убрать с рынка неугодных чиновникам, которые составляли договор, операторов", - рассказала г-жа Высочина.
"Утверждение подобных требований незаконно", - соглашается с коллегой Артем Биденко, руководитель Ассоциации предприятий внешней рекламы. "Предоставить контрольный макет за 5-10 дней невозможно физически. Потому что иногда рекламная кампания проходит буквально за день-два до рекламируемого события/мероприятия. Получается, что государство пытается вмешиваться в рыночные отношения, ведь такое требование заставит отказываться от подобных срочных заказов", - рассказал г-н Биденко.
Ассоциация предприятий внешней рекламы уже направила официальные письма в КП "Киевреклама" и Главное управление по вопросам рекламы с требованием приостановить процедуру перезаключения договоров до момента окончания официальной экспертизы этого документа. "Сейчас мы ждем, пока власти проанализируют наше письменное обращение и учтут все предлагаемые нами изменения. В случае, если наша позиция по данному вопросу не будет учтена, мы будем обращаться в Госпотребстандарт, чтобы те провели экспертизу и объяснили чиновникам, что допускать такого нарушения законодательства нельзя", - утверждает Артем Биденко.
Специалисты склонны усматривать в подобной инициативе чиновников вмешательство в рекламный сюжет, чего делать они не имеют никакого права. "Если интересует контроль, то пожалуйста – ездите по городу, фотографируйте сюжеты с нарушениями. У нас есть Госпотребстандарт, его территориальные органы - пожалуйста, пишите обращение или представление, говорите о признаках нарушения в рекламе. А уже орган контроля сам определит процедуру наказания нарушителей - через штрафы, определенные предписания. То есть это не парафия города", - уверяет г-жа Высочина.
"Вмешиваться в сюжет нельзя, - соглашается Артем Биденко. - Я считаю, что подобная инициатива призвана запрещать неугодные городским властям идеи". Другими словами, говорит он, за этим стоит единственное желание городских властей - контролировать всех и вся. "Если чиновникам покажется, что сюжет плохой – его будут запрещать. Это необходимо городским властям, не желающим, чтобы распространялась какая-то реклама, например, пародирующая некоторых чиновников или политических деятелей. Посмотрите, сейчас висит реклама "Дешева ковбаса – виконано", пародирующая рекламу одного из лидеров киевской власти. Если бы эта норма действовала, то такой сюжет никакая комиссия не пропустила бы, хотя это незаконно", - рассказал г-н Биденко.
В то же время, утверждают эксперты, опасаться пока нечего. Ведь если этот договор будет утвержден и кто-то попытается наказать того или иного оператора за несоблюдение 10-дневного срока, этот оператор имеет полное право подать исковое заявление в суд. При этом суд будет выигран именно оператором, так как есть "конституционное право на нераспространение информации, Закон о рекламе, где говорится о невмешательстве в форму и содержание рекламы, а также Типовые правила, дублирующие эту норму".
Кроме того, операторы рынка недовольны новым графиком приема документов в КП "Киевреклама", а также "запутанной и неэффективной системой документооборота между коммунальным предприятием и Главным управлением по вопросам рекламы КГГА". В связи с этим Ассоциация обратилась с просьбой возобновить предыдущий график работы организации по приему документов, а также увеличить количество работников, которые принимают документы.
Напомним, Главное управление юстиции в Киеве зарегистрировало распоряжение КГГА, в соответствии с которым утвержден новый порядок размещения внешней рекламы в столице. К декабрю текущего года Главное управление столицы по вопросам рекламы и Главное управление градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды должны разработать концепцию размещения внешней рекламы, классификатор типичных рекламных конструкций и схему их расположения с учетом городской среды.
Главное
Пока нарушений прав операторов не происходит, говорят сами рекламщики. Единственная проблема – это непонимание чиновниками того, как работает рекламный рынок. Конечно, сюжеты нужно смотреть, соглашаются операторы. Однако для этого должна работать комиссия, которая будет уполномочена решать вопросы соблюдения моральных и этических норм в рекламных продуктах и производить оценку тех или иных рекламных материалов только по факту их размещения. Делать же это заранее, за 5-10 дней, – это не рыночный, а административный механизм, утверждают специалисты.
ЛIГАБiзнесIнформ
2007-10-27
Джерело: www.rup.com.ua