Новини
Украинский бизнес активно тратится на рекламу в соцсетях
Мелкий и средний бизнес стали активно использовать Facebook и Instagram для продвижения своих услуг. На начало 2019 года в Украине насчитывалось 13 млн активных пользователей Facebook и 10 млн — Instagram. По подсчетам исследователей из We Are Social и Hootsuite, постоянный доступ к интернету имели свыше 23 млн украинцев.
Из них активно пользовались социальными сетями 17 млн. Как видно из этой цифры, не все украинцы, зарегистрированные в Facebook, подключались к Instagram (которым владеет Facebook). Из других популярных социальных платформ стоит отметить сервис микроблогов Twitter и профессиональную соцсеть LinkedIn. Число их активных пользователей в Украине составило, соответственно, 575 тыс. и 2,5 млн.
Рекламные миллионы для Facebook
По оценкам компании PlusOne, в Украине за 2018 год аудитория крупнейшей в мире социальной сети выросла на 30%. Поэтому отечественный бизнес существенно нарастил инвестиции в продвижение через рекламные инструменты Facebook и Instagram.
Управляющий партнер компании PlusOne Максим Саваневский рассказал, что рекламный трафик с двух указанных площадок на сайты украинской e-commerce уверенно рос. «По нашим оценкам объем рекламы, который проходит только через инструменты Facebook, составляет $100-150 млн в год», — отметил он.
По его словам, 90% рекламного трафика социальных сетей — с мобильных телефонов. На эту тенденцию украинские предприниматели вынуждены были реагировать соответствующим образом. Те компании, которые зависели от рекламного трафика, но не уделяли должного внимания в вопросе адаптации своих сайтов на мобильных телефонах, вынуждены были много инвестировать в свои IT-системы.
Первыми в соцсети пришли глобальные игроки, отметил руководитель отдела продвижения в социальных медиа компании Promodo Рустам Алиев. В итоге это повлияло и на формирование аккаунтов локальных украинских компаний. Следуя их примеру, в соцсети начали приходить все больше отечественных брендов. Причем не только лидеры рынка, но и микробизнес.
Из сферы e-commerce особо выделяется fashion-индустрия, где клиенты «покупают глазами». «Она буквально стала драйвером для всех остальных», — подчеркнул Алиев.
По его словам, соцсети могут быстро обеспечить широкий охват и украинские предприниматели начинают это понимать.Они все чаще стараются взаимодействовать через них со своей целевой аудиторией. Формировать имидж и лояльность клиентов на базе собственных сообществ. В конечном счете они стремятся к монетизации аудитории — конвертировать подписчика в покупателя.
Несмотря на мировые тенденций, далеко не все украинские бренды имеют четкую стратегию продвижения в социальных сетях. Многие до сих пор используют стоковые фотографии и неуникальные публикации, констатировал представитель Promodo.
Зачастую аккаунты компаний перегружены сугубо коммерческими постами. Но, отметил он, положительная динамика есть — количество полезного и уникального контента в украинских аккаунтах растет.
Чем меньше бизнес, тем социальнее
CEO компании «PR-Майстерня» Дмитрий Шаманов отметил различия в подходах, которых придерживались украинские компании в зависимости от своего размера. Малый бизнес активно переходил в интернет, пытаясь достучаться до большего количества клиентов. Таким образом предприниматели снижали издержки на оффлайн-рекламу — на телевидении, радио, в газетах и журналах. Мелкие бизнесмены адаптировали свои товары и услуги под такие площадки, как Facebook и Instagram.
Через соцсети создается и развивается практически весь малый бизнес, заявил руководитель компании «PR-Майстерня». Это заметно на уровне областных центров и постепенно тенденция проявляется в райцентрах. В большинстве случаев социальные сети остаются единственным каналом привлечения клиентов, с которым работают мелкие предприниматели.
Средний бизнес стал максимально использовать соцсети в качестве альтернативного источника маркетинговых коммуникаций с потенциальными клиентами. Соцсети стали полноправным инструментом наряду с ТВ, радио, печатной прессой, внешней рекламой, ивентами и выставками. Под них строятся отдельные стратегии, создаются отдельные продукты и месседжи, рассказал Дмитрий Шаманов.
По его словам, крупные корпорации уделяли соцсетям меньше внимания. Наиболее заметны их действия были в области повышения лояльности. Они также тестировали в соцсетях продуктовую или общебрендовую рекламу. Он отметил, что в ближайшем будущем бизнес будет еще сильнее интегрироваться в социальные сети. Туда будет уходить все больше рекламных бюджетов.
В Украине социальные сети бизнес использует для двух видов задач, поделился наблюдениями CEO LEAD9 Назар Грынык. Во-первых, для рекламы, направленной на прямые продажи.
Это фото или видео реклама в фб-ленте с переходом сразу в магазин или на форму заполнения данных для обратной связи. Реже используется Messenger, где происходят прямые диалоги с ботами или живыми менеджерами.
«Многие пробует эти инструменты, но еще не умеет их правильно использовать. В результате обратная связь от бренда или вообще не приходит, или приходит с существенным опозданием», — констатировал Грынык.
По его оценкам, с таким подходом эффективность продаж через соцсети в большинстве бизнесов достаточно низкая. На уровне 1-2% от тех, кто среагировал на рекламу. Хотя при правильном подходе может быть 10-15% и больше.
Во-вторых, создания Wow-эффекта и привлечение внимания к бренду. «Соцсети — это классная площадка для геймификации», — убежден Грынык.
Он рассказал о нескольких успешных проектов по использованию Facebook для привлечения потребителей. Например, для пива Heineken, где можно было выбрать нескольких друзей и их аватарки компилировались в видео. В котором известный футболист бил по мячу, летевший в билборд UEFA с лицами выбранных друзей.
«Многие постили такие штуки у себя на страницах, потому что это весело. Там отзыв был более 30%», — отметил CEO LEAD9.
Портрет украинского Facebook-пользователя
В Украине женщины составляют основную массу пользователей Facebook — 59%. В Instagram соотношение в их пользу еще выше — 60%. А вот в Twitter и LinkedIn доминировали мужчины — соответственно, 73% и 53%.
По данным PlusOne, кроме Киева (более 85%), наиболее высокое проникновение Facebook наблюдалось в западных областях страны. Во Львове (более 80% жителей), Ужгороде (около 76%), Тернополе (74%), Ивано-Франковске (72%) и Черновцах (64%).
Самыми популярными брендами смартфонов среди украинских пользователей Facebook были Samsung (3,9 млн), Xiaomi (2,7 млн) и iPhone (2,5 млн).
Впереди планеты всей
В отчете, подготовленном We Are Social и Hootsuite, в нескольких категориях Украина заняла лидирующие позиции.
Например, удельный вес женщин среди пользователей Facebook в нашей стране самый высокий в мире (59%). В топ также попали, в частности, Приднестровье и Беларусь (по 57%), Молдова и Латвия (по 56%), Венесуэла и Эстония (по 55%).
Украина также вошла в лидеры по наибольшему приросту Facebook-аудитории — 1 млн за квартал. Таким образом разделив третье место с Бангладеш, Францией, Малайзией, Мексикой, Нигерией, Перу. Больше — только в Индии (+10 млн) и на Филиппинах (+2 млн).
2019-02-19
Джерело: www.rup.com.ua