Новини
Финансирование партий в Украине: на какие средства пиарятся политики
2 млрд грн. за три с половиной года – такова цена «освобождения» парламентских партий из тисков олигархов. Во всяком случае, так представляли в 2015 году введение государственного бюджетного финансирования деятельности украинских политических партий.
Независимыми от влияния олигархии отечественные партии так и не стали, но 1,5 млрд грн. из госказны уже выделены и 566 млн грн. из них еще до партий даже не дошли.
Финансирование партий: европейский путь для Украины
Связь украинских политических партий и их зависимость от олигархических групп влияния давно стала притчей во языцех. С 2014 года этот вопрос решили урегулировать используя европейский опыт: предоставить политическим партиям финансирование из госбюджета с обязательным отчетом о своих финансовых делах. Собственно, это было также одним из условий для получения Украиной безвизового режима с ЕС.
В июне 2015 года в Верховную Раду был внесен законопроект №2123а, который предлагал в рамках борьбы с политической коррупцией осуществлять финансирование политических партий в Украине за счет средств госбюджета. 8 октября документ был окончательно принят во втором чтении, а в ноябре его подписал президент Украины.
Закон должен был вступить в силу 1 июля 2016 года – именно с этого периода осуществлялось финансирование партий. Другой особенностью документа стало то, что получить бюджетные средства должны были лишь те партии, которые на выборах преодолели барьер в 2%, из общего количества зарегистрированных 353 политических партий. Последнее изменения депутаты решили ввести только после очередных парламентских выборов, то есть не ранее 1 января 2020 года. Таким образом, средства из госбюджета на свою деятельность получают только шесть партий, представленных в Верховной Раде.
Согласно законодательству, государственное финансирование для партий определялось в каждом конкретном случае в зависимости от числа избирателей, проголосовавших на последних выборах за партию, высчитываемых по формуле: 0,02 минимальной месячной заработной платы в год перед выборами, умноженные на число голосов, полученных партией.
В обмен на государственное финансирование политические партии должны были ежеквартально и ежегодно отчитываться о расходовании не только средств госбюджета, но и вообще своего финансового состояния.
Финансирование партий: полтора миллиарда за 3,5 года
Как и при каждом нововведении в бюджетном финансировании в 2016 году не обошлось без проблем. Так, по словам тогдашней главы Национального агентства по противодействию коррупции Натальи Корчак, в 2016 году без господдержки оказались две партии: «Батькивщина» и «Оппозиционный блок». «Батькивщина» не подала необходимые для получения госфинансирования документы, а «Оппозиционный блок» и вовсе публично отказался от получения бюджетных средств.
Всего в 2016 году госбюджет потратил на политические партии 141 млн грн.: 50,272 млн грн. – «Народный фронт», 49,543 млн грн. – БПП, 24,923 млн грн. – «Самопомощь», 16,907 млн грн. – «Радикальная партия Олега Ляшко».
Впрочем, в 2017 году отказов от госфинансирования со стороны партий уже не было – на парламентские партии в этом году бюджет выделил 442,4 млн грн. Как и годом ранее, главным получателем средств стал «Народный фронт» – 113,8 млн грн., немного отстал БПП – 112,1 млн грн., «бронза» досталась «Самопомощи» – 100,6 млн грн. На Радикальную партию Олега Ляшко выделили 38,3 млн грн., 48,5 млн грн. пришлись на долю «Оппозиционного блока» и 29,2 млн грн. – «Батькивщины».
В 2018 году формула, по которой государственное финансирование парламентским партиям была изменена: вместо 0,02 минимальной заработной платы за 1 голос на выборах было решено платить 0,02 от прожиточного минимума. После этого в госбюджет были заложены на 2018 год 513 млн грн., вместо полагавшихся по прежней формуле 1,027 млрд грн. Таким образом, финансирование партий было урезано вдвое, а экономия госбюджета составила полмиллиарда гривен.
Поскольку с 1 января 2017 года в Украине выросла минимальная заработная плата, с 1600 до 3200 гривен, выросла и «цена голоса» для финансирования партий с 80 до 160 гривен.
На 2019 год, согласно новой формуле, парламентским партиям Украины достанутся 565,7 млн грн. или 75% бюджета НАПК, как того требует выполнение бюджетной программы «Финансирование уставной деятельности политических партий». Как пояснили в Агентстве по противодействию коррупции, рост вызван увеличением прожиточного минимума для трудоспособных лиц до 1700 грн.
Финансирование партий: «дорогие» ячейки и реклама
В обмен на государственное финансирование парламентские партии обязаны отчитываться о своих расходах, показывая, на что тратят как собственные, так и государственные средства.
Согласно отчетам, у политических партий, которые получают бюджетные деньги, к основным расходам партий относится реклама партий, в том числе содержание собственных СМИ, поддержка первичных ячеек, заработная плата сотрудникам центрального аппарата партии, оплата материалов и услуг, а также аренда.
Какая конкретно статья расходов политической партии лидирует, часто зависит от самой партии, а также наличия в отчетный период выборов. Так, в случае отсутствия избирательных кампаний расходы партий на рекламу, как правило, невелики и могут ограничиваться оплатой выступлений лидера и партийцев в СМИ, а также финансированием собственных партийных средств информации, как правило, газет.
В такие спокойные периоды основные расходы приходятся на оплату материалов и услуг, аренду, поддержку местных ячеек и оплату труда сотрудников партии. Имеются и особенности финансирования в зависимости от конкретной партии.
Например, Блок Петра Порошенко, традиционно, львиную долю расходов (60-70%) направляет на финансирование первичных ячеек в регионах. Не менее 50% своих расходов на это направляет Оппозиционный блок.
Трудно приходится бездомным «Народному фронту» и «Батькивщине» – на аренду помещений партии, согласно их отчетам, тратят от 30% до 50% своих расходов.
Также половину своего бюджета, но уже на оплату труда 136 наемных работников, расходует «Радикальная партия Украины Олега Ляшко», а вот у «Самопомощи», имеющей официально больше всего наемных работников – 257, больше всего уходит на оплату материалов и услуг – более 30% расходов.
Накануне выборов ситуация резко меняется – все политсилы начинают делать активные вложения в рекламу, даже если предвыборная агитация и запрещена. Так, Центральный избирательный комитет Украины в ноябре заявил, что несмотря на запрет предвыборной агитации кандидату в Президенты Украины до момента регистрации, реклама потенциальных кандидатов в регионах идет полным ходом.
В целом цифры говорят сами за себя: если за январь-март 2018 года на рекламу парламентские партии потратили около 7 млн грн. – менее 10% от общих расходов в 85 млн грн., то из израсходованных в апреле-июне 150 млн грн. на рекламу пошли уже 30% – 46,3 млн грн. Наконец, в июле-сентябре из 201 млн грн. общих расходов на рекламу 3 парламентские партии (БПП, Оппозиционный блок и Народный фронт официально деньги на рекламу не тратили) израсходовали 88 млн грн.
Рекордсменом по расходам на рекламу стала «Батькивщина» – 73 млн грн. из 80 млн, потраченных в июле-сентябре, пришлись на рекламу. Всего за полгода партия Юлии Тимошенко потратила на пиар 98 млн грн. Это почти в три раза больше государственного финансирования «Батькивщины» в 2018 году – 33,9 млн грн.
Финансирование партий: официальная государственная помощь
Обратной стороной бюджетного финансирования политических партий стала обязательная отчетность о расходах, которую до 70% украинских партий просто не подают. Впрочем, даже обязательная подача отчетов не сделала финансирование украинских политических партий прозрачным.
До начала предвыборной агитации, когда расходы на рекламу у парламентских партий невелики, согласно их отчетам получается, что 92-99% их расходов осуществляются за счет средств из государственного бюджета. Так, за январь-март 2018 года за счет государственной поддержки свои расходы на 92% финансировала «Батькивщина», 95% – «Радикальная партия Украины» и 99% – остальные партии.
Ситуация резко меняется с началом выборов и ростом расходов на рекламу.
Наиболее ярким примером в этом смысле является «Батькивщина»: израсходовавшая за апрель-сентябрь только на рекламу 98 млн грн., политическая сила в 2017-2018 году может рассчитывать на 63,1 млн грн. средств из госбюджета и 9, 27 млн грн. взносов от физических и юридических лиц по итогам 2017 года по данным НАПК. Откуда в 2018 году взялись средства на такую активную рекламу и на деятельность партии – загадка.
Тем не менее, вопросов к финансированию парламентских партий у Нацагенства по противодействию коррупции особо не возникает, во всяком случае, в 2017 году только у «Самопомощи» конфисковали 134,16 тыс. грн. взносов, полученных с нарушением законодательства.
2018-12-27
Джерело: www.rup.com.ua