Новини
Экономика украинской моды. Что будет после пандемии?
Украинская мода, как и вся мода в мире, сейчас переживает кризис. Это связано в первую очередь с локдауном и сменой потребительских предпочтений. Деловая мода — яркий тому пример. То, что раньше носили в офисах, и то, что носят в офисах сейчас, сильно отличается. Часть людей стали работать дистанционно и на аутсорсе.
Общий запрос как нужно выглядеть, в том числе в офисах, которые сейчас работают в офлайне, снизился и изменился.
Крупные бренды достаточно медленно выстраивают новые связи. Не все бренды были готовы продавать онлайн. Не многие интернет-магазины предоставили удобные платформы по сайзингу (удобное определение размера и посадки вещей) — чаще нужно искать, изучать разные таблички, мерить себя сантиметровой лентой, что неудобно для потребителя. Все это с экономической точки зрения снижает потенциал многих брендов в контексте продажи в постковидный период.
В Украине серьезное влияние также оказывает тот факт, что многие площадки коммерческой недвижимости в ТРЦ либо просто в отдельно стоящих зданиях на улице, не готовы пойти навстречу и снизить или приостановить арендную плату на период полного локдауна.
Это привело к тому, что бренды съехали с площадок и находятся только в онлайне, на своих страницах в социальных сетях. Они каким-то образом коллаборируют и работают с порталами, сайтами, которые продвигают их онлайн в Украине и за рубежом, и еще больше отходят от офлайна.
Хотя лично мое мнение, что офлайн был, есть и останется. Так что имеет смысл сейчас присматривать отчасти подешевевшие объекты коммерческой недвижимости, чтобы все-таки быть представленными в офлайне и непосредственно коммуницировать со своим потребителем.
На украинскую моду влияет также факт закрытых границ. В стране производится совсем не много тканей, которые распределяются в основном для нужд товаров для дома, декора и для военной промышленности. И совсем маленький процент — для создания готовой одежды и дизайнерской продукции. Не секрет, что дизайнерские ткани мы в основном закупаем за рубежом. С начала локдауна наблюдались проблемы и перебои с поставками. Сейчас они более-менее налажены, но мы все равно немного запаздываем с получением ткани.
В то же время с креативной точки зрения все очень хорошо. Любой кризис обнуляет предыдущее представление креаторов о том, как должна быть сделана одежда, и дает хороший толчок для чего-то нового. Для проекта Ukrainian New Fashion Days 2020, который NFZ проводит совместно с Украинским культурным фондом, мы получили более 130 видеопрезентаций. На них можно увидеть, что на креативную составляющую кризис повлиял хорошо. Люди перезагрузились, и некоторые бренды представили свежий взгляд, что нас очень радует.
Украинская мода на мировой арене
Есть ряд украинских брендов, у которых получилось организовать экспорт. Я назову далеко не все, но перечислю те, о которых писало ведущее современное комьюнити в мире моды The Business of Fashion. Это Лилия Литковская, которая в 2008 году основала свой одноименный лейбл и имела опыт присутствия в Selfridges в Лондоне, Nordstrom в США и в Сеуле, на международной платформе Farfetch и т. д.
Это компания IENKI IENKI, производящая легко узнаваемые неоновые пуховики, в которых постят селфи в Instagram Эмили Ратаковски, Кортни Кардашьян и Белла Хадид. Все они производятся на фабрике IENKI IENKI недалеко от Киева из тканей, импортированных из Италии и Швейцарии.
Бренд красочных вышиванок Vita Kin взорвал модный мир в считанные недели после появления. Очень скоро о нем заговорили в мире моды Vogue, I-D magazine и не только.
Феномен украинского fashion
Действительно этот феномен, о котором пишут иностранные fashion медиа и эксперты продвижения. Я считаю, что мы особенные, потому что Украина живет в перманентном кризисе более 20 лет с момента провозглашения независимости. В сравнении с мировыми брендами со столетней историей у нас очень молодой fashion бизнес.
Украина только начинает свой путь в мире моды. Основная часть украинских брендов зародилась в нулевых. Большая волна добавилась после кризиса Майдана. Мы пережили кризис 2008 года, военные действия 2014 года, сейчас проходим 2020 год. Украина в постоянном поиске и проживании кризисов, что на самом деле очень сильно стимулирует креатив.
По словам менторов проекта Ukrainian New Fashion Days, недостаток школ fashion-дизайна, которые в полном объеме есть в Париже и в других столицах мировой моды, у нас компенсируется абсолютной свободой и тотальным, всепоглощающим креативом. Конечно, нам много чему можно поучиться в контексте классического образования в сферах fashion и дизайна. Но мы настолько нестандартно мыслим, что все чаще мировые СМИ, байеры, международные сети ритейла посматривают с интересом на Украину как на нового перспективного игрока.
Особенно это актуально после ковида — у потребителя есть запрос на новые, свежие идеи. И как раз Украина может сейчас это выдать.
Проблемы украинского модного бизнеса
Исследования украинского рынка, на которые ссылается Анна Варава, старший специалист по секторальной политике и коммуникациям проекта Association4U в Министерстве иностранных дел Украины, говорят о том, что 87,2% из 1?349 компаний украинского модного бизнеса (по данным 2019 года) все еще остаются маленькими креативными предприятиями. Как следствие — слабые бюджеты на промоушн. Даже хорошим брендам с очень удачными коллекциями сложно выстоять классический период в первые три года на рынке. Для этого нужны очень большие инвестиции. С ними конкурируют игроки с более чем 20-летним опытом и миллионными бюджетами. Этому сложно противопоставить ограниченные бюджеты.
Некоторые бренды очень мало инвестируют в рекламу. Их основной промоушн ограничивается фотосъемками в Instagram плюс привлечение украинских инфлюенсеров и блогеров. Это максимум, что они делают, чего, конечно же, мало. Многоканальность, с которой выступают мировые бренды в сфере моды, нам недоступна по причине маленьких инвестиций в продвижение брендов.
Перспективы украинского fashion
И здесь, на наш взгляд, проект Ukrainian New Fashion Days 2020, который представляет не отдельного дизайнера, а украинских дизайнеров как бренд в целом, может поменять ситуацию. Проект презентует плеяду из 130 брендов, которые были выбраны экспертами и реализуется при поддержке Украинского культурного фонда. Он позволяет брендам объединиться и получить возможность масштабным фронтом поработать со СМИ, в том числе в мировом формате. Но это один проект, а таких должно быть хотя бы пять на уровне страны, а лучше десять в течение года, и хотя бы года 3 подряд для устойчивого результата.
Значимое достижение, которым мы гордимся — это менторы проекта. Так, Мод Пупато, один из менторов проекта Ukrainian New Fashion Days 2020, является руководителем отдела закупок в одном из ключевых department stores Парижа Printemps и для нас это определенного рода знак, что модная мировая общественность с интересом поглядывает на Украину.
Сейчас для Украины появились большие возможности — из-за того, что многие достаточно устойчивые бренды в той же Франции и в мире обанкротились вследствие коронакризиса. Китай отчасти закрыт, и это влияет на скорость производства и доставки брендами новых коллекций.
Но потребителя это мало волнует. Клиент хочет одеваться модно, удобно и в соответствии со временем. Удобное расположение на границе с Европейским Союзом дает Украине преимущество в скорости доставки. И уже много лет подряд в сегменте верхней одежды украинские бренды являются достаточно конкурентными, что было так же отмечено Export Promotion Office Украины в исследовании экспорта товаров легкой промышленности в Европу. Посудите сами: до распределительного центра или сетевого магазина в Европе произведенная в Украине одежда может быть доставлена за двое суток, что в случае Китая в принципе невозможно.
Мы смотрим с оптимизмом на вызовы времени и верим в то, что для украинской моды экспортная история только начинается. И в скором будущем, гуляя по улицам Парижа, Милана или Нью-Йорка, вы легко сможете купить изделия украинских дизайнеров.
2020-11-23
Джерело: www.rup.com.ua